Консультация для педагогов
«Алгоритм взаимодействия при выявлении учащихся, потребляющих наркотические средства»
Подготовила: педагог-психолог
Бабровик Татьяна Михайловна
Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения»
для родителей и педагогов образовательных организаций
При возникновении подозрений на то, что подросток употребляет наркотики, либо другие одурманивающие вещества, то наиболее оправданы следующие действия педагогического работника образовательной организации:
Алгоритм действий:
Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
При подозрении на групповое употребление наркотиков или других одурманивающих веществ необходимо провести беседы с родителями всех членов подростковой группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом психиатром-наркологом районного подросткового наркологического кабинета.
Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования, оказания психологической и социальной помощи, указать адреса и телефоны.
При выявлении признаков употребления подростка в состоянии опьянения в связи с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, наиболее оправданы следующие действия педагогического работника образовательной организации:
Алгоритм действий:
Основаниями полагать, что учащийся находится в состоянии алкогольного опьянения и (или) состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ являются:
любые утверждения, что учащийся употреблял алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;
наличие запаха алкоголя изо рта несовершеннолетнего, выраженного растительного и (или) химического запаха от его одежды; нарушение речи, походки, способности сохранять равновесие; двигательная расторможенность или заторможенность;
необычное поведение, необъяснимое внешними обстоятельствами; нарушение словесного контакта; странные высказывания, не согласующиеся с реальными обстоятельствами.
При выявлении у учащегося трех и более из выше перечисленных признаков несовершеннолетнего необходимо изолировать от основной массы учащихся в отдельное помещение.
Устранить из ближайшего окружения опасные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда его здоровью либо для совершения агрессивных действий в отношении окружающих, не допускать в адрес учащегося высказывания угроз либо физического воздействия.
Немедленно поставить в известность руководителя школы.
Немедленно известить родителей подростка или лиц, их заменяющих, о случившемся.
Пригласить инспектора подразделения по делам несовершеннолетних для принятия соответствующих мер реагирования в установленном порядке.
Срочно вызвать медицинского работника школы. Медработник должен оценить общее состояние несовершеннолетнего и зафиксировать данные осмотра в школьной медицинской карте. При добровольном информированном согласии в отношении лиц, старше 15 лет и законных представителей в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет с целью диагностики провести забор мочи для определения вида психоактивного вещества, используя тест-полоски.
Если общее состояние учащегося оценивается как состояние острого алкогольного, наркотического или токсического опьянения – вызвать бригаду скорой медицинской помощи.
Нецелесообразно проведение самостоятельного немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя, наркотиков или других одурманивающих веществ.
Порядок действия педагогов при обнаружении наркотиков
При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:
при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;
предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;
после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;
по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;
внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;
нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;
не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;
в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы;
2. При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:
если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции;
при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;
в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.
В помощь педагогу:
Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:
как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);
предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
Следует помнить!
один наркоман способен втянуть в зависимость порядка 10 человек
Основные признаки потребления наркотиков
❖заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды;
❖бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет;
❖чрезмерно широкие или узкие зрачки;
❖круги под глазами;
❖сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос;
❖сухость губ или повышенное слюноотделение;
❖потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель;
❖появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя);
❖следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки);
❖появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков:
порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), свертков, в том числе из фольги, полиэтиленовых пакетиков с «замками», желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом;
❖появление таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов;
❖сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее;
❖ неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии;
❖вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения.
Алгоритм действий родителей,
в случае возникновения подозрений о том, что ребёнок находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения не впадайте в панику;
понаблюдайте за ним внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;
ни в чем не обвиняйте ребенка, не читайте ему мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте;
Нецелесообразно проведение самостоятельного немедленного разбирательства причин и обстоятельств употребления алкоголя или наркотиков;
поддержите ребенка, проявив внимание и заботу;
убедите его, что Вы действуете в его интересах;
не верьте уверениям ребенка, что он сможет справиться с этим без специальной помощи;
попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту или обратитесь за консультацией сами, составьте совместный план действий;
В обязательном порядке без отлагательств обратиться к врачу – наркологу, школьному психологу за помощью.
В случае, если состояние подростка может быть расценено как тяжелое состояние наркотического или алкогольного опьянения, немедленно вызвать скорую медицинскую
помощь.