Наркомания: как распознать и что делать

Следует помнить! Один наркоман способен втянуть в зависимость порядка 10 человек!

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

  Что происходит с наркоманом в     результате приема того или другого     наркотика? Если Вы находите у ребенка иглы, шприцы, похожую на укроп зеленую траву и подобные предметы, вам и самим должно быть понятно, что это значит. Однако есть и менее заметные признаки, по которым вы сможете понять, что беда постучала в ваши двери.

    Основные признаки употребления наркотических веществ:

1. Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;

2. Изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;

3. Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации; 

4. Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);

5. Изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;

6. Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;

7. Блеск глаз;

8. Сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;

9. Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;

10. Изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи.

 Частные признаки, возникающие при употреблении определенных наркотиков:

При употреблении конопли — у наркомана расширены зрачки, красные глаза, покраснение губ, сухость во рту. Наркоман подвижен, весь в движении. Речь ускоренная, торопливая. Очень верный признак – зверский аппетит, обычно на исходе опьянения.

При приеме опиатов — сонливость, в самые неподходящие моменты, может забыть о прикуренной сигарете и обжечься, либо выронить ее, периодически просыпается и сразу начинает принимать участие в разговоре. Речь наркомана медленная, он растягивает слова, может по несколько раз говорить об одном и том же. В этом состоянии он добродушен, спокоен, если ему ничего не мешает. Очень верный признак- зрачок, который необычно узкий, не реагирует на свет, т.е. не расширяется. Кожа — бледная, но губы могут быть припухшими, покрасневшими. Сильно снижена болевая чувствительность. Общий признак- это нарушение режима сна и бодрствования (поздно ложится и поздно встает (если есть наркотик или деньги).

При приеме психостимуляторов — наркоман необычайно оживлен, стремителен в действиях и решениях. Не может сидеть на одном месте. Очень быстро говорят, перескакивают с одной темы на другую. Расширенные зрачки. Быстро выполняют все дела. Если у наркомана есть наркотик или деньги на него, то он может находиться в таком состоянии несколько суток. Некоторые виды психостимуляторов сильно повышают половое желание наркомана, поэтому часто психостимуляторы употребляют вдвоем с женщиной. Наркоманы могут по несколько часов заниматься каким-то одним делом, к примеру убираться дома.

При приеме галлюциногенов — признаки вытекают из названия, разнообразные галлюцинации- визуальные, когда наркоману видятся разные животные- крысы, крокодилы, мухи, жуки, змеи, он может смотреть на пол и ему кажется, что там болото со змеями, из телевизора кто-то может с ним разговаривать и т. п., слуховые галлюцинации- когда наркоману слышаться голоса, что кто-то с ним говорит, наркоман может говорить с этим “кто-то”. При длительном употреблении или при прекращении приема часто бывают депрессии, психозы.

При приеме снотворных препаратов – похоже на алкогольное опьянение. Речь невнятная, заплетающаяся. Бывает сухость во рту. Координация движений нарушена. При приеме некоторых снотворных препаратов в больших дозах могут быть галлюцинации.

При приеме летучих наркотических действующих веществ – тоже напоминает алкогольное опьянение, шумное вызывающее поведение. От ребенка пахнет ацетоном, бензином, клеем “Момент”. Часто бывают галлюцинации, из-за них подростки и начинают употреблять, галлюцинации они называют “мультиками”.

 Порядок действий педагогов при подозрении или выявлении факта потребления наркотиков обучающимся

При подозрении что подросток потребляет наркотики:

1. При проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;

2. Предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные средства на парту или письменный стол;

3. После предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;

4. По возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;

5. Внимательно следите за поведением подростка, т.к. в процессе предоставления содержимого вещей последний может попытаться их уничтожить, не оставляйте его в помещении одного;

6. Нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных вещей, т.к. в дальнейшем это может уничтожить вещественные доказательства;

7. Не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, т.к. это может навредить вашему здоровью;

8. В последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы.

При выявлении факта потребления обучающимся наркотиков в учреждении образования:

1.Руководитель учреждения образования незамедлительно информирует (по территориальности и принадлежности информирует учреждение здравохранения, орган внутренних дел, управление спорта и туризма, администрации района г. Минска.

2.В течение двух дней в учреждении образования проводится оперативный сбор и обобщение информации об обучающемся, его семье и окружении. Актуальная информация в письменном виде направляется в учреждение здравохранения и орган внутренних дел по территориальности и принадлежности.

3.В течение двух дней с момента получения информации учреждением образования совместно с представителями органов внутренних дел и учреждений здравохранения разрабатывается комплексная индивидуальная программа сопровождения и помощи обучающемуся с фиксацией результатов выполнения программы всеми заинтересованными сторонами.