Профилактика суицидального поведения

«Холить и лелеять, взрастить и сберечь». (Н.И.Кунцевич)

Как тонкий росток, пробивающийся вверх, жаждет тепла и света, так и неокрепший подросток ждет внимания и поддержки, ласки и любви. Как часто мы, взрослые, не задумываясь, говорим обидные слова. Оцениваем, выносим категоричные решения, запрещаем, даже не выслушав. Обида, злость, реже – печаль становятся главным регулятором поведения подростка. Неумение, невозможность справится со своим эмоциональным состоянием толкает его на крайние меры. Душевная боль становится сильнее жажды жизни.

Проблема суицидального поведения несовершеннолетних в последние годы становится все актуальнее. Многие специалисты отмечают, что у детей до 13 лет это явление редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.

Суицидальное поведение относится к типам поведения, которые включают мысли о суициде, планирование самоубийства, суицидальные попытки и сам суицид.

Характерные черты подросткового суицида

  • Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе)
  • Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий
  • Суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
  • «Суицидное» поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»
  • Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного расчета
  • Средства самоубийства выбраны неумело, наспех (прыжок с балкона 2-3 этажа, мало токсичные вещества, тонкая веревка и т. п.).

Признаки угрозы суицида

Поведенческие

Словесные

Эмоциональные

Порезы и царапины на запястьях и предплечьях, шее Прямые и косвенные суицидальные угрозы и высказывания Доминирование негативных эмоций
Внезапные изменения в поведении и настроении Символическое прощание Неустойчивость и резкие смены настроения
Склонность к безрассудным поступкам Разговоры или шутки о желании умереть Беспомощность, безнадежность
Рисунки на тему смерти, выраженный интерес к теме смерти Сообщение о конкретном плане суицида Двойственность
Чрезмерное употребление алкоголя Сообщение о своих намерениях в письмах, дневниках, записках, SMS-сообщениях Переживание горя, тяжелых ситуаций
Посещение врача без очевидной необходимости Высказывания самообвинения Признаки депрессии
Расставание с дорогими вещами или деньгами Двойственная оценка значимых событий Вина или ощущение поражения
Приобретение средств совершения суицида Медленная, маловыразительная речь Чрезмерные опасения и страхи
Пренебрежение внешним видом Уверение в беспомощности и зависимости от других Переживание одиночества
Резкое снижение успеваемости, прогулы занятий, частые опоздания Рассуждения о малой ценности жизни Рассеянность или растерянность
Подведение итогов, приготовления к уходу Высказывания, фиксированные на кризисной ситуации, состоянии здоровья Чувство собственной малозначимости

ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

  1. Привидение своих дел в порядок – раздача ценныхвещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. Письменные указания  (в письмах, записках, дневнике).
  5. Словесные указания или угрозы.
  6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
  8. Бессонница.

 

Признаки депрессии у детей и подростков

Печальное настроение Печальное настроение
Потеря свойственной детям энергии Чувство скуки
Внешние проявления печали Чувство усталости
Нарушение сна Нарушение сна
Соматические жалобы Соматические жалобы
Изменение аппетита или веса Неусидчивость, беспокойство
Ухудшение успеваемости Фиксация внимания на мелочах
Снижение интереса к обучению Чрезмерная эмоциональность
Страх неудачи
Чувство неполноценности Рассеянность внимания
Самообман – негативная самооценка Агрессивное поведение

 

Анкета о взаимоотношениях родителей и ребёнка

  1. Рождение Вашего ребёнка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы в курсе о его время провождения, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете, кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

 

Если на все вопросы Вы ответили «ДА», значит, Вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. А если у Вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда!

Не зря пословица гласит, что жизнь прожить не поле перейти.