Нормативные правовые документы
- Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 136 )
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13 ліпеня 2011 г. № 69 «Аб некаторых пытаннях вывучэння моў асобнымі катэгорыямі асоб з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 25 ліпеня 2011 г. № 132 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе-інтэрнаце) і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 19 ліпеня 2011 г. № 94 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб дапаможнай школе (дапаможнай школе-інтэрнаце) і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 277 «Об утверждении положений о педагогическом совете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и родительском комитете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 93 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
- Приказ Министра образования от 11.08.2022 № 504 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI)–XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования»
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 79 «Об установлении перечней медицинских показаний и медицинских противопоказаний для получения образования»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 7 ліпеня 2023 г. № 191 «Аб вывучэнні моў асобнымі катэгорыямі асоб з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 июня 2023 г. № 185 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 137 „Об утверждении Положения о группе продленного дня специальной общеобразовательной школы, вспомогательной школы“»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 июня 2023 г. № 183 «Об утверждении Положения о специальном детском саде»
Инструктивно-методические письма
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования»
- ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб арганізацыі ў 2023/2024 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі»
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
- ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Aб арганізацыі ў 2023/2024 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета „Трудовое обучение“»
- ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб арганізацыі прафесійнай падрыхтоўкі вучняў устаноў агульнай сярэдняй і спецыяльнай адукацыі на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў межах вучэбнага прадмета „Працоўнае навучанне“»
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования»
- ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб арганізацыі работы бібліятэк устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, адукацыйныя праграмы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі»
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации образовательного процесса при получении дошкольного, общего среднего и специального образования на дому»
Образовательный стандарт
Учебные планы специального образования
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 24 жніўня 2022 г. № 286 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 24 жніўня 2022 г. № 287 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі»
- Основные положения, подходы и правила, которых необходимо придерживаться при построении и изложении информации на «ясном языке», рекомендации по созданию дидактического материала (памяток для учащихся, индивидуальных карточек, алгоритмов выполнения действий)
- Социализация и адаптация обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в учреждениях образования
- Сацыялізацыя і адаптацыя навучэнцаў з сіндромам дэфіцыту ўвагі і гіперактыўнасці ва ўстановах адукацыі
- Рекомендации:
- по организации образовательного процесса в X классе второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
- по организации образовательного процесса в X классе центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для обучающихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
- Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X (XI) – XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, специальных школ, специальных школ-интернатов образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»
- Метадычныя рэкамендацыі па арганізацыі і правядзенні кваліфікацыйнага экзамену па выніках засваення вучнямі X (XI) – XI (XII) класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, спецыяльных школ, спецыяльных школ-інтэрнатаў адукацыйнай праграмы прафесійнай падрыхтоўкі рабочых (служачых) у межах вучэбнага прадмета «Працоўнае навучанне»
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» для I–V класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання. 2016 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» для VI–X класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання. 2016 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Літаратурнае чытанне» для III–V класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання. 2019 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Літаратурнае чытанне» для VI–X класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання. 2019 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для V класса первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским языком обучения. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским языком обучения. 2018 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью с белорусским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для I–V класаў першага аддзялення спецыяльнай школы, спецыяльнай школы-інтэрната з беларускай мовай навучання і выхавання для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю. 2023 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Геаграфія» для VII–X класаў першага аддзялення спецыяльнай школы, спецыяльнай школы-інтэрната з беларускай мовай навучання і выхавання для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю. 2023 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Элементы эканамічных ведаў» для XI–XII класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) для дзяцей з інтэлектуальнай недастатковасцю з беларускай мовай навучання і выхавання. 2020 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для III–VI класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) для дзяцей з інтэлектуальнай недастатковасцю з беларускай мовай навучання і выхавання. 2021 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Працоўнае навучанне» для I–V класаў першага аддзялення спецыяльных школ, спецыяльных школінтэрнатаў і іншых устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі для навучэнцаў з інтэлектуальнай недастатковасцю з беларускай мовай навучання і выхавання. 2023 г.
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с русским языком обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. 2018 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. 2018 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для XI–XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с русским языком обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 2023 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для III–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для XI–XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с русским языком обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 2023 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» для V класа першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з рускай мовай навучання. 2019 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» для VI–X класаў першага аддзялення спецыяльнай школы, спецыяльнай школы-інтэрната з рускай мовай навучання і выхавання для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю. 2023 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Літаратурнае чытанне» для VI–X класаў першага аддзялення спецыяльнай школы, спецыяльнай школы-інтэрната з рускай мовай навучання і выхавання для вучняў з інтэлектуальнай недастатковасцю. 2023 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для I–V классов первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с русским языком обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 2023 г.
- Учебная программа по учебному предмету «География» для VII–X классов первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с русским языком обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 2023 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Элементы экономических знаний» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для III–VI классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение» для I–V классов первого отделения специальных школ, специальных школ-интернатов и иных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью с русским языком обучения и воспитания. 2023 г.
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с белорусским и русским языками обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для VI класса первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «География» для VII–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Биология» для VII–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Элементы компьютерной грамоты» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2015 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2015 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Социальное ориентирование» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Музыка» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2015 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Гісторыя Беларусі» для VIII–X класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай і рускай мовамі навучання. 2014 г.
Программы коррекционных занятий для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната с белорусским и русским языками обучения и воспитания для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» для I–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2019 г.
- Программа коррекционных занятий «Современные средства коммуникации» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2019 г.
- Программа коррекционных занятий «Формирование игровой деятельности» для I класса учебного плана первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Праграма карэкцыйных заняткаў «Фарміраванне гульнёвай дзейнасці» для I класа вучэбнага плана першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) для дзяцей з інтэлектуальнай недастатковасцю з беларускай мовай навучання і выхавання. 2020 г.
Учебные программы по учебным предметам для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Учебная программа по учебному предмету «Элементы арифметики» для I–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» для І–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2019 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для I–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» для I–IV классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение» для V–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2018 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для V–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2018 г.
Программы коррекционных занятий для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Программа коррекционных занятий «Развитие эмоций» для I–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2017 г.
Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с нарушением слуха
Учебные программы по учебным предметам для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха
- Учебная программа по учебному предмету «Развитие речи» для I–III классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I–V классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2018 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Предметно-практическое обучение» для I–V классов специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2014 г.
- Сборник учебных программ для I–V классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2008 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для I–V классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2019 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)» для II–V классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Жестовый язык» для VI–XII классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2019 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова і літаратура» для VI–Х класаў другога аддзялення спецыяльных агульнаадукацыйных школ (спецыяльных агульнаадукацыйных школ-інтэрнатаў) для дзяцей з парушэннем слыху. 2019 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова і літаратура» для XI–ХІІ класаў другога аддзялення спецыяльных агульнаадукацыйных школ (спецыяльных агульнаадукацыйных школ-інтэрнатаў) для дзяцей з парушэннем слыху. 2019 г.
Программы коррекционных занятий для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха
- Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» для I–IV классов специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» для V–XI классов первого отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2017 г.
Программы коррекционных занятий для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха
- Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» для I–V классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Ритмика и танец» для I–V классов учебного плана второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие жестовой речи» для I–V классов учебного плана второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка» для I–V классов учебного плана второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха. 2023 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» для VI–XII классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Социальное ориентирование» для VI–XII классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2019 г.
Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с нарушениями зрения
Программы коррекционных занятий для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями зрения
- Программа коррекционных занятий «Ритмика и танец» для I–IV классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» для I–IV классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка» для I–IV классов учебного плана специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями зрения. 2023 г.
- Программа коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность» для I–XII классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Социальное ориентирование» для I–XII классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие зрительного восприятия» для I–XII классов учебного плана специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями зрения с русским языком обучения и воспитания
Специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с тяжелыми нарушениями речи; специальная школа, специальная школа-интернат для учащихся с трудностями в обучении
Учебные программы по учебным предметам для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении
- Учебная программа по учебному предмету «Развитие речи» для I–III классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для I–V классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I–IV классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интернатов) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Сборник учебных программ для I–V классов специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. 2008 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Развіццё маўлення» для I–III класаў спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы-інтэрната) для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення з беларускай мовай навучання і выхавання. 2020 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Чалавек і свет» для I–IV класаў спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы-інтэрната) для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення, спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы-інтэрната) для дзяцей з парушэннямі псіхічнага развіцця (цяжкасцямі ў навучанні) з беларускай мовай навучання і выхавання. 2020 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова і літаратура» для V–XII класаў спецыяльных школ, спецыяльных школ-інтэрнатаў з рускай мовай навучання і выхавання для вучняў з цяжкімі парушэннямі маўлення. 2023 г.
Программы коррекционных занятий для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, с трудностями в обучении
- Программа коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка» для I–V классов учебного плана специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении с русским языком обучения и воспитания. 2023 г.
- Праграма карэкцыйных заняткаў «Сацыяльна-бытавая арыенціроўка» для I–V класаў вучэбнага плана спецыяльнай школы, спецыяльнай школы-інтэрната для вучняў з цяжкасцямі ў навучанні з беларускай мовай навучання і выхавання. 2023 г.
- Программа коррекционных занятий «Социальное ориентирование» для VI–XII классов учебного плана специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении с русским языком обучения и воспитания. 2023 г.
- Праграма карэкцыйных заняткаў «Сацыяльнае арыентаванне» для VI–XII класаў вучэбнага плана спецыяльнай школы, спецыяльнай школы-інтэрната для вучняў з цяжкасцямі ў навучанні з беларускай мовай навучання і выхавання. 2023 г.
Программы коррекционных занятий для специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Учебные программы факультативных занятий специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи; для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушением слуха
- Учебные программы факультативных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» (английский язык) для I–VI гг. обучения в специальных общеобразовательных школах для детей с нарушением слуха (второе отделение) и детей с тяжелыми нарушениями речи. 2018 г.
- Учебная программа факультативного занятия «Иностранный язык» для V–X классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха, специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Электронное приложение к пособию «Обучение иностранному языку учащихся с нарушением слуха и учащихся с тяжелыми нарушениями речи» для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования (авторы: Н. С. Евчик, Е. В. Рахманова, О. К. Листратова, М. Ю. Крылович, Е. С. Латушко; РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“», 2021) (25,7 Мб)
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Учебные программы по учебным предметам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
- Учебная программа по учебному предмету «Коммуникация» для І–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Сенсомоторное обучение» для I–IV классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Практическая математика» для ІI–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Основы жизнедеятельности» для I–IV классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для І–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Музыкально-ритмические занятия» для І–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» для І–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для V–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение» для V–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Социальная адаптация» для V–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебные программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2014 г.
- Учебная программа по образовательной области «Элементарные математические представления» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. I–V годы обучения. 2017 г.
- Учебная программа по образовательной области «Развитие речи» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. 2017 г.
- Учебная программа по образовательной области «Искусство» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. I–V годы обучения. 2017 г.
Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью
- Программа коррекционных занятий «Пространственно-временная ориентировка» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. I–V годы обучения. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Социально-эмоциональное развитие» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. I–V годы обучения. 2016 г.
Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с нарушением слуха
- Программа коррекционных занятий «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха. I–VI годы обучения. 2016 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха. I–VI годы обучения. 2016 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие слухового восприятия» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха (для детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом). 2016 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие речи» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха. 2017 г.
Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с нарушением речи
Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с трудностями в обучении
- Программа коррекционных занятий «Обучение игре» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). III–VI годы обучения. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). III–VI годы обучения. 2017 г.
Программы коррекционных занятий для специального детского сада для воспитанников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)
- Программа коррекционных занятий «Развитие двигательной мобильности» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. III–VI годы обучения. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Сенсорное развитие» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. III–VI годы обучения. 2016 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. III–VI годы обучения. 2017 г.
Программы для специального детского сада для воспитанников с нарушениями зрения
- Программы индивидуального обучения «Коррекционная помощь детям с ранним детстким аутизмом». 1998 г.
- Программы для специальных учреждений образования для детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с аутистическими нарушениями, для детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями функций
Учебно-методическая литература
- Рахманова, Е. В. Формирование социальной активности учащихся с особенностями психофизического развития в досуговой деятельности : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования / Е. В. Рахманова. Минск : Национальный институт образования, 2016. 232 с. : ил.
- Содержание современного образования учащихся с особенностями психофизического развития / Ю. Н. Кислякова [и др.] ; под ред. О. С. Хруль, Е. В. Рахмановой. Минск : Национальный институт образования, 2020. 240 с.
- Психологическая диагностика отклонений в развитии у детей : пособие для педагогов-психологов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования/ Е. С. Слепович [и др.] ; под. ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. Минск : Национальный институт образования, 2020. 144 с. : ил.
- Психологическая коррекция отклонений в развитии у детей : пособие для педагогов-психологов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования / Е. С. Слепович [и др.] ; под. ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. Минск : Национальный институт образования, 2021. 184 с.
- Методические аспекты обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития : пособие для педагогов учреждений общего среднего и специального образования / О. С. Хруль [и др.] ; под ред. О. С. Хруль, Е. В. Рахмановой. Минск : Национальный институт образования, 2021. 232 с.
- Хруль, О. С. Социализирующие функции педагогического взаимодействия в условиях интеграции учащихся с особенностями психофизического развития : пособие для педагогов учреждений общего среднего и специального образования / О. С. Хруль. Минск : Национальный институт образования, 2022. 152 с. : ил.
- Шинкаренко, В. А. Методика трудового обучения учащихся второго отделения вспомогательной школы : учебно-методическое пособие для педагогов вспомогательной школы / В. А. Шинкаренко. Минск : Национальный институт образования, 2018. 128 с. : ил.
- Шинкаренко, В. А. Методика обучения хозяйственно-бытовому труду во втором отделении вспомогательной школы : учебно-методическое пособие для педагогов вспомогательной школы / В. А. Шинкаренко. Минск : Национальный институт образования, 2018. 96 с.
- Рахманова, Е. В. Обучение и воспитание учащихся с нарушением слуха в учреждениях общего среднего образования : пособие для педагогических работников учреждений общего среднего и специального образования / Е. В. Рахманова. Минск : Национальный институт образования, 2021. 200 с. : ил.
- Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития и факторами риска в развитии : учебно-методическое пособие для педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования / С. Н. Феклистова [и др.]. Минск : Национальный институт образования, 2022. 248 с.
В помощь педагогам
- Примерное распределение учебного времени на изучение содержательного блока «Моя Родина – Беларусь» (V класс) учебного плана специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, учебного плана специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении
- Особенности оформления заключений центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
- Особенности проведения логопедического массажа в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности организации и содержания коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с аутистическими нарушениями
- Примерные технологические карты занятий воспитателя с детьми с нарушениями зрения дошкольного возраста
- Официальные интернет-ресурсы
- Архив
Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра