«Холить и лелеять, взрастить и сберечь». (Н.И.Кунцевич)
Как тонкий росток, пробивающийся вверх, жаждет тепла и света, так и неокрепший подросток ждет внимания и поддержки, ласки и любви. Как часто мы, взрослые, не задумываясь, говорим обидные слова. Оцениваем, выносим категоричные решения, запрещаем, даже не выслушав. Обида, злость, реже – печаль становятся главным регулятором поведения подростка. Неумение, невозможность справится со своим эмоциональным состоянием толкает его на крайние меры. Душевная боль становится сильнее жажды жизни.
Проблема суицидального поведения несовершеннолетних в последние годы становится все актуальнее. Многие специалисты отмечают, что у детей до 13 лет это явление редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.
Суицидальное поведение относится к типам поведения, которые включают мысли о суициде, планирование самоубийства, суицидальные попытки и сам суицид.
Характерные черты подросткового суицида
- Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе)
- Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий
- Суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
- «Суицидное» поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»
- Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного расчета
- Средства самоубийства выбраны неумело, наспех (прыжок с балкона 2-3 этажа, мало токсичные вещества, тонкая веревка и т. п.).
Признаки угрозы суицида
Поведенческие |
Словесные |
Эмоциональные |
Порезы и царапины на запястьях и предплечьях, шее | Прямые и косвенные суицидальные угрозы и высказывания | Доминирование негативных эмоций |
Внезапные изменения в поведении и настроении | Символическое прощание | Неустойчивость и резкие смены настроения |
Склонность к безрассудным поступкам | Разговоры или шутки о желании умереть | Беспомощность, безнадежность |
Рисунки на тему смерти, выраженный интерес к теме смерти | Сообщение о конкретном плане суицида | Двойственность |
Чрезмерное употребление алкоголя | Сообщение о своих намерениях в письмах, дневниках, записках, SMS-сообщениях | Переживание горя, тяжелых ситуаций |
Посещение врача без очевидной необходимости | Высказывания самообвинения | Признаки депрессии |
Расставание с дорогими вещами или деньгами | Двойственная оценка значимых событий | Вина или ощущение поражения |
Приобретение средств совершения суицида | Медленная, маловыразительная речь | Чрезмерные опасения и страхи |
Пренебрежение внешним видом | Уверение в беспомощности и зависимости от других | Переживание одиночества |
Резкое снижение успеваемости, прогулы занятий, частые опоздания | Рассуждения о малой ценности жизни | Рассеянность или растерянность |
Подведение итогов, приготовления к уходу | Высказывания, фиксированные на кризисной ситуации, состоянии здоровья | Чувство собственной малозначимости |
ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА
О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
- Привидение своих дел в порядок – раздача ценныхвещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
- Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
- Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
- Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
- Словесные указания или угрозы.
- Вспышки гнева у импульсивных подростков.
- Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
- Бессонница.
Признаки депрессии у детей и подростков
|
|
Печальное настроение | Печальное настроение |
Потеря свойственной детям энергии | Чувство скуки |
Внешние проявления печали | Чувство усталости |
Нарушение сна | Нарушение сна |
Соматические жалобы | Соматические жалобы |
Изменение аппетита или веса | Неусидчивость, беспокойство |
Ухудшение успеваемости | Фиксация внимания на мелочах |
Снижение интереса к обучению | Чрезмерная эмоциональность |
Страх неудачи |
|
Чувство неполноценности | Рассеянность внимания |
Самообман – негативная самооценка | Агрессивное поведение |
Анкета о взаимоотношениях родителей и ребёнка
- Рождение Вашего ребёнка было желанным?
- Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
- Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
- Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
- Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
- Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
- Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
- Вы в курсе о его время провождения, хобби, занятиях?
- Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
- Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
- Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
- Вы знаете, кто у него любимый учитель в школе?
- Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
- Вы первым идёте на примирение, разговор?
- Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы Вы ответили «ДА», значит, Вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. А если у Вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда!
Не зря пословица гласит, что жизнь прожить не поле перейти.