Профилактика наркомании в Республике Беларусь

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем выступлении на пятом Всебелорусском народном собрании особо отметил: «Нельзя недооценивать такую острую для нашего общества проблему, как алкоголизм и наркомания… Ведь эта беда наносит удар как по конкретным людям и семьям, так и по генетическому коду всей нации и имиджу народа. Поэтому и бороться за здоровый образ жизни надо всем миром!».

Угроза распространения наркопотребления

Сегодня наркомания поразила все страны мира. Всемирный доклад ООН о наркотиках 2018 года констатирует, что около 275 млн. человек употребляли наркотики хотя бы один раз. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), в последнее время из-за употребления наркотиков ежегодно умирает приблизительно 450 тыс. человек (почти вдвое превышает число жертв атомных бомбардировок гг.Хиросимы и Нагасаки в 1945 году).

Эксперты ВОЗ заявляют, что среди молодых людей, потребляющих наркотики, чаще всего действуют следующие мотивы:

•        удовлетворение любопытства (75% от всех потребителей наркотических веществ впервые попробовали их по этой причине);

•        подражание (почти 1/3 подростков, впервые попробовавших наркотик или одурманивающее средство, сделали это, подражая своим авторитетам);

•        веяние определенной «моды»;

•        крушение идеалов и духовно-нравственных ориентиров.

В XXI веке посредством Интернета предпринимаются попытки формирования т.н. пронаркотического сознания. Основную роль в этом играют сомнительные интернет-ресурсы, социальные сети, мессенджеры, позиционирующие безопасность наркотиков каннабисной группы (каннабис – однолетнее растение семейства коноплевых, служит сырьем для изготовления  марихуаны, гашиша) и призывающие к легализации марихуаны. Информационное пространство является своего рода маркетинговой средой, позволяющей обеспечить изготовление, переработку, сбыт и приобретение наркотиков.

Основные классификации наркотиков

Наркотики классифицируют по источнику происхождения (растительные либо синтетические) и фармакологическим свойствам (анальгетики опийного ряда, психостимуляторы, галлюциногены, психоделики, диссоциативы, транквилизаторы (депрессанты) и др.). Подобное деление наркотиков на группы весьма условно, так как степень их воздействия зависит от способа приготовления из первоначального сырья и метода употребления (курение, вдыхание или инъекции). Насчитывается свыше 200 лекарственных средств, применение которых может способствовать формированию у пациентов болезненного влечения к ним.

В Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества), подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 февраля 2015 г. № 19), включено более 600 веществ, объединенных в пять списков.

Негативное воздействие наркотических веществ на здоровье человека. Социальные последствия наркопотребления

По подсчетам экспертов, наркоман в течение своей жизни вовлекает в употребление наркотических средств от 5 до 17 человек.

Обязательное следствие наркомании – искажение семейных связей.

Для лиц, употребляющих наркотики, характерна высокая смертность в трудоспособном возрасте, что влечет за собой экономические потери (непроизведенный доход).

По данным Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, в 2018 году отравления наркотическими средствами и психотропными веществами стали причиной смерти 30 человек (в первой половине 2019 г. – 15 человек).

Помимо смертельных и несчастных случаев в остром психотическом состоянии, следует назвать самоубийства, как результат депрессии, дисфории (форма болезненно-пониженного настроения, характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим). Риск самоубийства возрастает при алкоголизме в 200 раз, при наркоманиях – в 350 раз. Длительность жизни наркозависимого человека – ориентировочно 10-15 лет.

Обеспечивая предложение наркотиков, вовлекая в среду криминальной деятельности молодых людей, наркопреступность проникает в различные сферы жизнедеятельности человека. Тяжелейшим социальным следствием наркотизации являйся рост преступности в обществе (в том числе организованной международной преступности) и ухудшение состояния здоровья населения в целом.

Противодействие незаконному обороту наркотиков в Беларуси

По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в 2012 – 2014 годах обстановка в стране, связанная с незаконным оборотом наркотиков, характеризовалась значительным ростом наркопреступлений, увеличением числа наркопотребителей (в первую очередь спайса) и их омоложением. За 2014 год прирост наркопреступлений составил более 46%.

Ситуация была стабилизирована после подписания Главой государства 28 декабря 2014 г. Декрета № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Комплексный подход к решению проблемы наркотиков принес ощутимые результаты.

Как сообщило МВД, число зарегистрированных наркопреступлений с 2014 года по 2018 год сократилось в 1,5 раза (2014 год – 7,3 тыс.,

2018 год – 4,9 тыс.), а совершенных несовершеннолетними либо с их участием – почти в 5 раз (с 466 в 2014 году до 97 в 2018 году). Удельный вес наркопреступлений в массе общеуголовных преступлений снизился с 7,8% в 2014 году до 5,9% в 2018 году.

Как сообщает Министерство информации Республики Беларусь, в 2015 – 2019 годах по уведомлению МВД были приняты решения об ограничении доступа к 558 информационным ресурсам в сети Интернет за распространение информации, направленной на реализацию наркотических средств.

Складывающаяся в 2019 году в Республике Беларусь наркоситуация продолжает оставаться контролируемой и стабильной. Об этом свидетельствует снижение на 5% числа зарегистрированных наркопреступлений (с 2666 за 6 месяцев 2018 г.  до 2533 за 6 месяцев 2019 г.). По данным МВД, на 10,7% снизилось количество выявленных несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками.

В 2018 году за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков было осуждено почти в два раза меньше несовершеннолетних по сравнению с 2017 годом. Если в 2017 году было 105 несовершеннолетних, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, то в 2018 году – 58. За первое полугодие этого года осуждены 23 несовершеннолетних, из них 9 – за распространение.

Ответственность, предусмотренная в Республике Беларусь за совершение незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами и связанных с ними правонарушений

В соответствии с частью 1 статьи 328 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов  наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.

За незаконные с целью сбыта изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов санкция части 2 статьи 328 УК Республики Беларусь предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.

Справочно.

23 июля 2019 г. Глава государства А.Г.Лукашенко подписал Закон «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь». В документе, в том числе, предусматривается сокращение нижнего предела наказания за незаконный оборот наркотиков (статья 328 УК). При этом срок лишения свободы по части 2 этой статьи устанавливается от 3 до 8 лет, а по части 3 – от 6 до 15 лет (до принятия Закона – соответственно от 5 до 8 и от 8 до 15 лет). Корректировка УК позволит судам в каждом конкретном случае более избирательно подходить к назначению наказаний за преступления, связанные с оборотом наркотиков, с учетом всех обстоятельств их совершения.

Сбыт наркотиков, потребление которых повлекло смерть человека, карается лишением свободы на срок от 12 до 25 лет (часть 5 статьи 328 УК).

За потребление наркотиков в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии наркотического опьянения частями 4–6 статьи 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность (штраф в размере от 5 до 15 базовых величин). За повторное совершение таких действий в течение года – уголовная.

Основные статистические данные по Республике Беларусь

В нашей стране создана многоуровневая система оказания наркологической помощи. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в структуре наркологической службы функционирует 28 стационарных отделений, 26 отделений дневного пребывания, развернуто 270 коек для реабилитации наркозависимых пациентов. В каждой центральной районной больнице имеется кабинет врача-психиатра-нарколога для оказания медицинской помощи наркозависимым. Для обслуживания взрослого населения введено 437 должностей врачей-психиатров-наркологов, для обслуживания детского населения – 82 должности врачей-психиатров-наркологов.

Начиная с 2016 года в республике отмечается снижение обращаемости населения за оказанием наркологической помощи.

Наиболее многочисленные возрастные группы потребляющих наркотические средства и психоактивные вещества – 26-30 лет (3,2 тыс. человек, или 23,07%), 31-35 лет (22%), 21-25 лет (20%).

Анализ показателей здоровья населения свидетельствует о снижении общего числа лиц, страдающих наркоманией, на протяжении последних лет.

Тем не менее в нашей стране проблема распространения наркотиков не утрачивает своей значимости.

Проведенный Генеральной прокуратурой анализ данных о лицах, совершивших незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, показывает, что основной перманентной их характеристикой является отсутствие занятости. Среди выявленных лиц, совершивших данные преступления в 2018 году, удельный вес не работающих и не учащихся составил 70,7%.

Реализуемые в Беларуси меры по лечению и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией

В Республике Беларусь государственная политика в области оказания наркологической помощи направлена на создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья граждан, улучшение морально-психологического положения лиц, страдающих зависимостью от ПАВ, в семье, коллективе, обществе.

На основании государственных социальных стандартов наркологическая помощь является бесплатной. Данная помощь может оказываться в организациях здравоохранения, как в амбулаторных, стационарных условиях, в отделениях дневного пребывания, так и вне организаций здравоохранения (для лиц, отбывающих наказание в условиях пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы). Для лиц, обратившихся в организацию здравоохранения добровольно, предусмотрено анонимное лечение без постановки на наркологический учет.

Справочно.

При добровольном обращении несовершеннолетнего или его законных представителей за наркологической помощью врачи-специалисты учреждения здравоохранения «Городской клинический наркологический диспансер» (см.: https://narkologi.by) проводят анонимное консультирование. При самостоятельном обращении за наркологической помощью несовершеннолетнего с диагнозом употребления психоактивных веществ с вредными последствиями он наблюдается врачом-психиатром-наркологом на условиях анонимности. При установлении оснований для наблюдения несовершеннолетнего в контрольной, профилактической, диспансерной группах наблюдения либо при необходимости назначения анонимно наблюдаемому несовершеннолетнему медикаментозного лечения, врач-специалист информирует его законных представителей.

Для систематического оказания консультативной помощи населению по профилактике зависимостей организована работа «прямых линий» и «телефонов доверия», в том числе с участием врачей-валеологов (врач, который профессионально разбирается в вопросах здорового образа жизни, питания, закаливания, сохранения здоровья на физическом, социальном и психическом уровнях), психологов, врачей-наркологов, психотерапевтов.

Во всех областях республики функционируют реабилитационные отделения (центры) для пациентов наркологического профиля. Реабилитация осуществляется мультидисциплинарными бригадами специалистов (врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, психолог, социальный работник).

Для потребителей инъекционных наркотиков (далее – ПИН) доступны программы снижения вреда.

Во всех регионах Беларуси уже в течение более 10 лет осуществляется т.н. заместительная терапия метадоном (назначение препарата метадон взамен употребляемых инъекционных опиоидов, поддержанное ВОЗ и ООН, далее – ЗТМ). На 1 января 2019 г. в Беларуси ЗТМ принимали 728 пациентов с синдромом зависимости от опиоидов, за последние три года их количество снизилось на 17,5%.

В конце 2019 года на базе государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» планируется открытие экспериментального отделения по проведению лечения, оказанию психологической и психотерапевтической помощи лицам, страдающим наркозависимостью, в соответствии с обязательной программой по их социализации.

Для своевременного принятия мер по профилактике наркомании важным является выявление лиц, употребляющих наркотические средства, в трудовых (учебных) коллективах для организации профилактической работы, оказания медицинской помощи и реабилитации. При этом существенную роль играет формирование в организации корпоративной культуры.

Профилактика наркомании среди детей и молодежи

Основные направления работы по профилактике наркомании среди детей и молодежи:

•        обучение и просвещение учащихся;

•        подготовка и переподготовка педагогических кадров;

•        информационное просвещение родительской общественности.

В учреждениях образования (далее – УО) обеспечиваются:

•        выполнение Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией на 2019 – 2020 годы;

•        выполнение комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в УО, профилактике противоправного поведения и негативных явлений в молодежной среде, формированию правовой культуры учащихся;

•        проведение психосоциального анкетирования и медицинских осмотров учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов, в порядке, утвержденном Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

•        организация постоянно действующих семинаров для руководителей и специалистов УО по тактике выявления обучающихся, находящихся в состоянии наркотического опьянения, потребляющих алкогольные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества и их аналоги.

Во всех социально-педагогических центрах страны созданы и осуществляют свою деятельность отделы (сектора) профилактики и комплексной реабилитации.

Обеспечивается временная трудовая занятость обучающихся как в индивидуальной форме, так и в составе трудовых бригад, студенческих отрядов. Первоочередным правом трудоустройства пользуются учащиеся, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа либо находящиеся в социально опасном положении.

Взаимодействие государственных органов с общественными объединениями и движениями, религиозными организациями

Важнейшим компонентом в профилактике наркомании является активное партнерство госорганов с общественными организациями.

По инициативе Республиканского совета РОО «Белая Русь» в стране ежегодно проводится акция «Белая Русь» – против наркотиков», в ходе которой первичными организациями объединения проводится комплекс мероприятий по профилактике наркомании среди различных категорий населения.

При поддержке областных структур управлений образования и управлений (отделов) по наркоконтролю и противодействию торговле людьми действуют молодежные отряды охраны правопорядка.

Активное участие в мероприятиях по профилактике и борьбе с наркоманией принимают религиозные организации традиционных конфессий.

Антинаркотическая пропаганда в Республике Беларусь

Государственными СМИ обеспечено широкое информационное сопровождение рассматриваемой тематики. Созданы специальные рубрики, проводятся совместные с госорганами акции, в теле- и радиопередачах. Активная работа по размещению и обсуждению материалов антинаркотической направленности ведется на форумах интернет-ресурсов, в социальных сетях и блогах. В эфире телеканалов размещено около 10 социальных видеороликов, посвященных вопросам антинаркотической направленности и здорового образа жизни (в том числе по инициативе Мининформа).

Кинотеатрами и кино-видеоустановками в регионах организуются циклы кинопоказов с предсеансовыми тематическими видеофильмами, социальными роликами, беседами с участием представителей РОВД, врачей-наркологов, врачей-валеологов.

Библиотечные выставочные комплексы пополняются соответствующими информационными материалами.

Организована работа по оформлению на улицах и в местах проведения мероприятий соответствующих рекламных щитов,  лайтпостеров (рекламная конструкция для пешеходов, имеющая, как правило, двухстороннюю структуру, на светопрозрачной основе).

Клубными учреждениями организовываются мероприятия по формированию здорового образа жизни: тематические ток-шоу, диско-акции,  танцевальные и музыкальные флэш-мобы, интерактивные и форум-театры, акции-концерты, шоу-программы, конкурсы и выставки тематических рисунков и плакатов.

Антинаркотическая пропаганда активно ведется в Интернете.

Беларусь является участником всех многосторонних антинаркотических соглашений, а также соответствующих конвенций ООН. Наша страна принимает активное участие в международной системе контроля над наркотиками. Белорусский опыт востребован и положительно позиционируется на международной арене.

Основные направления совершенствования деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

Как заявил Глава государства А.Г.Лукашенко«настойчивость и системные решения в сфере противодействия распространению наркотиков действительно позволили переломить ситуацию на наиболее угрожающих направлениях. Это выбило у наркодельцов почву из-под ног.., что спасло не одну молодую жизнь». «Вместе с тем, – подчеркнул Президент, – успокаиваться пока рано. Беларусь не изолирована от остального мира, и наркоугроза остается».

Работа на данном направлении проводится по следующим ключевым направлениям:

•        пресечение каналов поставок наркотиков и деятельности организованных преступных групп и преступных организаций;

•        формирование полномасштабной системы профилактики наркомании (в том числе первичной профилактики потребления наркотиков среди несовершеннолетних и молодежи);

•        информатизация превентивной антинаркотической работы;

•        совершенствование мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков в глобальной компьютерной сети Интернет;

•        разработка и внедрение программ длительной реабилитации наркозависимых лиц с качественной социальной компонентой.

Противодействие незаконному обороту наркотиков и связанной с ним наркопреступности продолжает оставаться одним из приоритетных направлений государственной политики обеспечения национальной безопасности.

Основные усилия специализированных подразделений МВД сосредоточены на выявлении преступлений, совершаемых с использованием глобальной сети Интернет, ставшей основной площадкой для распространения наркотиков. Пристальное внимание уделяется также выявлению и пресечению  каналов поставки в Беларусь наркотиков и их транзитных перевозок.

МВД совместно с Министерством образования анализируются и определяются наиболее действенные методики и психологические аспекты превенции (предупреждения) наркомании, способные оказать влияние на выбор поведения молодыми людьми.

В настоящее время МВД, Минздрав и Минтруда и соцзащиты ведут работу по созданию пилотного центра по проведению длительной реабилитации наркозависимых, включающего в себя социальную компоненту.

Решение проблемы наркопотребления зависит от организации эффективного межведомственного взаимодействия всех заинтересованных государственных органов и органов местного управления и самоуправления, общественных организаций

Материал подготовлен

Академией управления при

Президенте Республики Беларусь