Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
В настоящее время для оценки уровня адаптации детей к обучению в школе используются пять основных критериев, которые в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом:
- Уровень физиологической адаптации организма ребенка (отсутствие психосоматических заболеваний, общий уровень физического здоровья ребенка);
- эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний);
- усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене;
- успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями);
- эмоциональное благополучие.
Исходя из этого, можно выделить три уровня адаптации ребенка к обучению в школе:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно (без сопротивления и напряжения сил), хорошо усваивает учебный материал, легко воспринимает объяснения учителя. Прилежен, умеет внимательно слушать других, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение (хорошо находит общий язык с одноклассниками, в классе есть дети, с которыми поддерживает дружеские отношения), проявляет умение позитивно взаимодействовать со сверстниками в различных видах совместной деятельности (игровая, учебная, трудовая).
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, только если учитель излагает его подробно и наглядно. В целом усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи, хотя фрагментарно могут возникать трудности в учебной деятельности. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле или тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит с одноклассниками, включается в совместную деятельность со сверстниками по указанию, просьбе взрослого.
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, преобладает подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, испытывает затруднения при включении в совместную деятельность со сверстниками.